telegrafirui (telegrafirui) wrote,
telegrafirui
telegrafirui

Кто такой Чернышевский?


Прочитав статью о Н.Г. Чернышевском и в очередной раз ощутив всю скудность своих знаний о знаменитом земляке, решили всем составом посетить Саратовский музей-усадьбу Н.Г.Чернышевского.
Нас заботливо встретили добродушные работники, провели по экспозиции, подробно рассказали о судьбе писателя. Вот только с выше приведенной статьей экскурсия не имела ничего общего...




Так, например, последнее четверостишие из "Пророка" Некрасова экскурсовод в своей лекции скромно опускает,  видимо, чтобы не оскорбить ненароком чувства верующих посетителей. Высокую оценку данную Марксом работам Николая Гавриловича тоже не озвучивают, тема Маркса вообще не звучит нынче в стенах музея. Даже пришлось доказывать сотруднику, что Чернышевский и Маркс были современниками. Роман "Что делать?" превращается в любовный роман с пророческими снами Веры Павловны о домах из алюминия и стекла. Так по крупице из лекции о русском философе-материалисте, революционере-демократе бережно вымыто революционное и всё с этим связанное.



Это и понятно, в стране, где идеология запрещена Конституцией,  не может быть ничего революционного. И отдел научной пропаганды в структуре музея выглядит лишь как один из старинных экспонатов. А в век поиска максимального комфорта люди заняты другими заботами, они привыкли слышать о революционных решениях в новейшем автомобиле, бритве или чем то еще. Упоминание о Революции и революционерах вызывает лишь дискомфорт. Сотрудник общественного заведения как никто другой чувствует тренд к комфорту, и выполняет этот заказ. И сотрудник музея рафинирует Чернышевского как может.

В очередном новом дворце потребления (не буду рекламировать название) по случаю 188-летия со дня Николая Гавриловича в атриуме решили провести выставку ему посвященную. Как же можно протянуть связь между торговым центром и Чернышевским? Оказывается можно - младший сын Чернышевского Михаил Николаевич - идеальная фигура для этого. Собиратель наследия и основатель музея отца в Саратове, возглавлявший его первое время, библиограф и литератор. Человек, внесший неоценимый вклад в формирование литературного наследия писателя. Но, как уже ясно, интересен руководству торгового центра он не этим. Михаил Николаевич был, ко всему прочему, увлеченным фотографом (!). И выставка его фоторабот идеально подходит к дате и месту. Ибо фотографировал он, помимо прочего, простых людей, портреты, пейзажи саратовской глубинки..

Так, сохранив обложку, полностью подменяется содержимое - старый проверенный прием. А главное никакого обмана, всё честно, не придерешься.
Пройдет еще десять лет и дети (отличники ЕГЭ) на вопрос: кто такой Чернышевский? Будут уверенно рапортовать: знаменитый русский фотограф 19 века!
И будут правы.

А между тем смыслы, которые вытравлены сегодня из творчества Николая Гавриловича, актуальны как и полтора века назад. И вдохнуть их накал в остывшую память наша актуальная задача.



Tags: Саратов, Чернышевский, музей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment